«Осень в гости к нам пришла».
Цель: Познакомить с характерными признаками осени.
Задачи: познакомить детей с осенними явлениями в природе, уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека, развивать эмоциональную отзывчивость детей.
Материал: Листики красного, желтого и зеленого цвета по 2 на каждого ребенка. Предметные картинки – дети в летней и осенней одежде, картинки для разучивания стихотворения. Картинки для ознакомления с признаками осени.
Ход урока:
1.Воспитатель читает стихотворение А. Фета.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится,
Да стучит в окно.
- Ребята, что вы почувствовали, когда слушали стихзотворение? (Грустно, печально,холодно и т.д.) - Мне тоже стало грустно. Прошло лето, наступила осень.
2. Знакомство с признаками осени.
а) - Ребята, а какая погода осенью? (Холодная, пасмурная, дождливая, солнце за тучами прячется, ветер дует холодный). (Воспитатель выставляет карточки или просит детей прикрепить карточки на доску)
- Пасмурная погода – это какая? (Когда небо затянуто тучами, редко светит солнце.)
- Дождик отличается от летнего? (холодный, частый)
- А ветер? (холодный, сильный)
На столе лежат султанчики по количеству детей. Воспитатель берет один и дует на него с разной силой и просит детей по виду султанчика определить силу ветра. Затем этот эксперимент проводит каждый ребенок.
б) - Ребята, а куда пропали птицы? (Улетели в теплые края);(карточка). Птиц, которые улетают от нас, называют перелетные. - А почему птицы улетают? Им не хватает корма. - Что же они едят? Зерно, насекомых. - А куда же денется весь корм зимой? Спрячется под снегом, насекомые тоже спрячутся на зиму и будут спать.
- Все ли птицы улетели в теплые края? Некоторые остаются зимовать с нами. Их называют зимующие.
в) - А животные тоже убегают в теплые края? (Нет, животные готовятся к зиме), (карточка). Они готовят свое жилище, делают его теплее, некоторые делают запасы на зиму. - Какие это животные? Линяют – меняют летнюю шубку на теплую, зимнюю. А некоторые готовятся лечь в спячку.
– Какие животные будут спать всю зиму?
г) - Ребята, а почему деревья полуголые? Куда делись листья? (Листья падают с деревьев).
Правильно, осенью листья опадают. Как называется это явление природы? (листопад). (Дети повторяют хором и индивидуально) (карточка).
3.Физминутка. «Листопад». Дети с листочками танцуют под песенку:
Золотые листики с дерева летят,
кружат ветер листики – это листопад.
Это, это, это листопад!
Мы идём по листикам,
а они шуршат,
Кружит ветер листики – это листопад.
Это, это, это – листопад!
4.- А как люди спасаются от холода? Воспитатель показывает 2 картинки с изображением детей летом и осенью. Какая «фотография» сделана осенью? Как вы догадались? Зачем люди надели сапоги, куртки, шапки? Зачем девочке зонт?
5.Разучивание загадки. Воспитатель читает детям загадку-стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, Если дождик льется,
Это время года… осенью зовётся.
- Несмотря на дождь, серые тучи и холодный ветер, осень очень красивое время года.
Воспитатель показывает репродукции картин, рисунки, фотографии с изображением золотой осени.
Затем воспитатель снова читает стихотворение по строчкам. Дети должны выбрать соответствующие картинки на доске.
Затем дети повторяют стихотворение вместе с воспитателем с опорой на картинки.
6. Итог урока.
- Про какое время года мы с вами рассказали? (Про осень) - А чтобы ребята наши не забыли слово «ОСЕНЬ», мы его напишем на доске и будем каждый день читать. Воспитатель прикрепляет на доску слово «ОСЕНЬ». Осень красивое время года, так как листья на деревьях меняют свой цвет, становятся разноцветными, солнце меньше греет, тучи закрывают небо, часто идет дождь, становится холоднее, люди надевают куртки, шапки, сапоги, птицы улетают на юг.
При подготовке занятия использовались книги:
1. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова "Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей."— М.: "Баласс" 2001. — 304 с.
2. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов." —- Воронеж: ТЦ "Учитель", 2001. — 392 с.
|