«Деревья осенью».
Цель: Закреплять представление о названиях и основных частях деревьев, учить видеть их характерные особенности, ввести название растений в активный словарь. Закрепить умение различать правую и левую руки.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Материал: Листики красного, желтого и зеленого цвета по 2 на каждого ребенка. Предметные картинки – дети в летней и осенней одежде, картинки для разучивания стихотворения. Листики с разныхдеревьев.
Ход урока:
1. У учителя букет из осенних листьев.
– Что это у меня? С одного ли дерева эти листочки? Почему? Назвать и показать осенние листья. - Лист с березы называется березовый, а как называется лист с дуба? клена? рябины ит.д.? - Найди и покажи кленовый лист, березовый и т.д.
2.Пальчиковая гимнастика.
(плавные волнообразные двидения ладонями)
Ветер по лесу летал ,
ветер листики считал :
(загибаем пальчики)
Вот дубовый , вот кленовый,
вот рябиновый резной ,
Вот с берёзки - золотой ,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку
Эту и другие пальчиковые гимнастики вы можете найти здесь.
3.Как называется явление в природе, когда опадают листья с деревьев? (листопад) Возьми в правую руку красный листик, а в левую – лист другого цвета. Какого цвета лист у тебя в левой руке?
Дети с листочками танцуют под песенку:
Золотые листики с дерева летят,
кружат ветер листики – это листопад.
Это, это, это листопад!
Мы идём по листикам,
а они шуршат,
кружит ветер листики – это листопад.
Это, это, это – листопад!
4. Игра «Найди все деревья». Части деревьев.
Из предложенных картинок (деревья, кусты, цветы, зерновые) нужно выбрать только деревья. - Чем похожи все деревья? Что есть у всех деревьев?
Ствол, ветки, листья (иголки), крона (ветки с листьями), корень.
Попробуем изобразить деревья: встанем, поднимем руки вверх, в стороны. На что похожи ваши руки? (на ветки) На что похожи ваши пальчики? (листочки) Покажите ствол – туловище. - А где корни? Под землей. - Для чего нужны корни?
5.Физминутка. Игра «Покажи ствол, веточки, листики, корни».
Воспитатель называет часть дерева, а дети выполняют движения. На слово «ствол» опускают руки вниз, «ветки» - поднимают руки вверх, «листики» – шевелят пальчиками, «корни» – топают ногами.
6.Хвойные и лиственные деревья.
- Некоторые деревья остаются зелеными и зимой и летом. Про них даже загадку придумали: Зимой и летом одним цветом. Что это за деревья? Картинки. Вместо листиков у этих деревьев – иголочки. Такие деревья называются хвойные. Воспитатель читает стихотворение:
Елочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна зелена и весела.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!
О. Высотская
- А как назвать деревья у которых листики? Лиственные.
7.Сказка «Как коза избушку строила».
Воспитатель рассказывает сказку "Как коза избушку строила".
- У каких деревьев просила коза разрешения построить избушку? Рассматривают иллюстрации. Выбирают картинки с изображением деревьев из сказки.
8.Деревья живые.
- А можно ли сказать, что деревья живые? - Почему? Деревья растут, питаются, дышат, размножаются, значит, деревья живые. - Какую пользу приносят деревья людям? Очищают воздух, радуют глаз, из древесины получают много различных предметов – дома, мебель, бумага и т.д. - Как надо относиться к деревьям?
9.Итог урока.
- Деревья все очень разные. Но они состоят из одинаковых частей. Деревья помогают людям, а особенно деревья в городах- очищают воздух. Надо бережно к ним относиться.
При подготовке занятия использовались книги:
1. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова "Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей."— М.: "Баласс" 2001. — 304 с.
2. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов." —- Воронеж: ТЦ "Учитель", 2001. — 392 с.
|