Конспект занятия
Тема: Закрепление умения решения задач. Определение времени по часам.
Цель: Закрепить изученный материал.
Задачи: упражнять в свободном владении рядом чисел в пределах 10.
Закрепить умение решать задачи на нахождение остатка.
Учить прибавлять и вычитать 2.
Закрепить умение писать цифры 1-6
Закрепить умение узнавать и показывать время по часам. Понятие «ровно», «половина часа»
Развивать память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность, умение поддерживать порядок на рабочем месте, навыки самоконтроля и самопроверки, умение работать в коллективе.
Материалы: числовая дорожка, Карточки с примерами – зверята, Карточки с примерами на +/-2, шапочки для решения задачи, карточки с названием частей задачи.
Раздаточный: макеты часов, цифры от 0 до 9, геометрические фигуры – математический набор.
Ход занятия.
1.Счет до 20 (хором)
2.Счет от 10 до 0. (хором)
3.Расставь зверей по местам.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением зверей. Дети решают примеры на +/-1 и ставят зверей на числовую дорожку.
Воспитатель: Кто будет следующим в ряду? Почему? Кого мы поставим в начало дорожки? Почему?
Дети: картинки чередуются, поэтому следующим будет тигренок.
4.Знаки «плюс» и «минус».
Воспитатель: Посмотрите, что одинакового в примерах, которые вы решали?
Дети: Мы прибавляли и вычитали 1.
Воспитатель: Какой знак показывает, что надо прибавить?
Дети: «плюс»
Воспитатель показывает карточку со знаком плюс и читает стихотворение:
Я – плюс, и этим я горжусь,
Я для сложения гожусь.
Я добрый знак соединенья
И в том мое предназначенье.
Воспитатель: Если вы видите в примере знак «плюс», то в ответе будет больше или меньше, чем было? Значит, по дорожке я пойду вперед. Знак «плюс» прикреплю в конце дорожки, где числа все больше и больше.
Воспитатель: Какой знак показывает, что надо вычесть?
Дети: «минус»
Воспитатель показывает карточку со знаком «минус» и читает стихотворение:
Я – минус, тоже добрый знак,
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю.
Воспитатель: Если вы в примере видите знак «минус», в ответе будет больше или меньше, чем было? Значит, по дорожке я пойду назад. Знак «минус» прикреплю в конце дорожки, где числа все меньше и меньше.
5.Игра молчанка. Решение примеров на прибавление и вычитание двух.
Воспитатель: Разложите перед собой карточки с цифрами от 0 до 9. Будем играть в игру «Молчанка». Я вам буду показывать пример, вы его решаете и показываете ответ.
Вспомним, как решать такие примеры. Сначала читаем пример (выражение): 4+2= Находим цифру 4 на числовой дорожке, смотрим, в какую сторону пойдем по дорожке вперед (вправо) или назад (влево). Знак «плюс», значит, станет больше, пойдем вперед. На сколько шагов? На два – прибавить нужно два. Шагаем от 4 – один, два. Пришли на 6. Значит, 4+2=6. (Так как занятие на закрепление, дети могут самостоятельно объяснить решение примера)
Воспитатель показывает пример, потом поднимает ответ. Дети проверяют, правильно ли они сосчитали.
Воспитатель: Поднимите руки те, кто ни разу не ошибся. Похлопаем этим детям.
6.Загадки про цифры.
На доску прикрепить цифры 1-6.
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки про цифры. (Дети могут хором называть ответ)
Эта стройная девица носит имя Единица,
А вот этот господин называется …
В чудном сказочном саду лебедь плавает в пруду.
Поглядите, я права: он похож на цифру …
Как фонарик на мосту, как солдатик на посту.
Есть такая цифра в мире, называется …
У нашей хрюшки хвостик есть,
И он похож на цифру …
С острым клювиком внутри
Завитушка цифра …
Удивительный значок! Это серп или крючок?
Можно ковшиком назвать… Нет! Ведь это цифра …!
7.Письмо цифр
Воспитатель: Сейчас мы с вами напишем эти цифры, но сначала разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
Воспитатель: Вспомним правила посадки при письме и как правильно держать карандаш.
Воспитатель: А теперь мы будем писать сначала в воздухе, а потом 3 раза на карточке. И помогут нам все сделать правильно слова-подсказки.
Один – из середины (из центра клетки) в уголок, а потом наискосок.
Два – вправо вверх – головка, шея, стоп – на нижней линии остановиться, чтобы получился острый уголок – а теперь на бугорок и в ямку – бух!
Три – вправо вверх, к центру, вправо вверх и на пол, ножку приподняли.
Четыре – локоток – оторвали руку – и спина наискосок.
Пять – палочка, пол яблочка и листик.
Шесть – влево вверх, округлая спинка, на пол поставили, вправо вверх и к центру (и кругленький животик).
(Можно повторить написание не всех цифр, а только тех, которые вызывают наибольшее затруднение, например, два, три и пять.)
8.Пальчиковая игра «10 птичек – стайка».
(Эту игру можно провести как сидя, так и стоя)
9.Решение задачи.
Про птичек мы сегодня будем решать задачу. Какие части есть в задаче?
Дети: Условие, вопрос.
Воспитатель прикрепляет на доску соответствующие слова.
Воспитатель: Когда мы запомнили условие и выяснили вопрос, что нужно сделать?
Дети: Надо решить задачу
Воспитатель: Когда задача решена, что надо сделать?
Дети: Дать ответ на вопрос задачи.
Воспитатель: Послушайте задачу.
На ветке сидело 6 воробьев. 4 улетело. Сколько осталось?
Воспитатель: Что известно в задаче?
Ответы детей.
Воспитатель: Это условие. Повтори условие.
Надеть ребенку шапочку со словом «условие».
Воспитатель: Что надо узнать в задаче?
Ответы детей.
Воспитатель: Это вопрос. Повтори вопрос.
Надеть ребенку шапочку со словом «вопрос».
Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Возьмите столько квадратиков, сколько воробьев сидело на ветке. Сколько квадратиков взяли? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Что потом произошло? Как показать, что 4 воробья улетели?
Дети: Надо убрать 4 квадратика.
Воспитатель: Сколько осталось воробьев?
Ответы детей.
Воспитатель: Запишем решение задачи. Сколько было воробьев?
Ответы детей.
Воспитатель: Выложите цифру 6. Как записать с помощью цифр и знаков, что 4 воробья улетело? Ответы детей.
Воспитатель: Положите «минус», четыре. Допишите решение до конца. Какой знак заменит слово «получилось»?
Ответы детей.
Воспитатель: Прочитай решение.
Надеть ребенку шапочку со словом «решение».
Воспитатель: Задачу мы решили, осталось дать ответ на вопрос задачи. Кто скажет ответ?
Надеть ребенку шапочку со словом «ответ».
Воспитатель: А теперь все дети в шапочках выйдут к доске. Повторим, как решали задачу.
10. Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
(Наклоны влево - вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)
11.Ориентировка во времени.
Воспитатель: Как называется короткая стрелка? Почему?
Воспитатель: Как называется длинная стрелка? Почему?
Воспитатель: Куда «смотрит» минутная стрелка вначале каждого часа?
Воспитатель: Покажите на макетах часов 3 часа, 5 часов, 1 час. Какой путь успевает пройти минутная стрелка за час?
Дети: За час минутная стрелка проходит целый круг.
Воспитатель: Какой путь успеет пройти стрелка за половину часа?
Дети: За полчаса минутная стрелка успеет пройти только половину круга.
Воспитатель: На какую цифру будет показывать минутная стрелка через полчаса?
Воспитатель: Покажите на макетах часов половину первого. Будет ли часовая стрелка показывать на 1? Почему?
12.Итог занятия:
Воспитатель: Чему сегодня учились?
Воспитатель: Что больше всего понравилось.
|