|
Конспект занятия
Тема: Решение задач.
Цель: Учить решать задачи.
Задачи: Познакомить с понятиями: условие, вопрос, решение задачи, ответ. Повторить состав чисел в пределах 4. Закрепить умение решать примеры с опорой на рисунок-схему и без нее. Познакомить с электронными часами. Учить определять время по электронным часам, учить показывать соответствующее время на макетах часов со стрелками.
Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитывать умение слушать товарищей и воспитателя.
Материалы : Карточки-силуэты животных для решения примеров на сложение и вычитание в пределах 10, числовая дорожка, модели электронных часов. Геометрические фигуры для иллюстрации задачи, шапочки для знакомства с частями задачи, цифры для составления решения задачи,
Раздаточный: карточки с числами от 0 до 10, макеты механических часов, набор геометрических фигур, цифр, знаков, карточки для решения примеров.
Ход занятия.
1.Счет до 20 и обратно хором и индивидуально.
2.Игра в мяч «Назови число"
Воспитатель бросает мяч и просит назвать предыдущее или следующее число к названному. Например: Предыдущее пяти, следующее за числом 8, следующее за числом 3, предыдущее четырех.
3.Решение примеров на карточках-силуэтах и выставление их на доску.
Воспитатель раздает детям силуэты животных и просит расставить их по местам на дорожке. Для этого надо решить примеры, записанные и проиллюстрированные с обратной стороны. Сложение и вычитание в пределах 10.
4.Задание на логику и внимание.
Воспитатель убирает лишние силуэты так, чтобы на дорожке остались собачки, котята и белочки.
Воспитатель: Кто будет следующим в ряду и почему?
Дети: Следующей будет белочка, так как собачек и кошечек по 3, а белочек только 2.
Дети: Белочка, так как картинки чередуются. Сначала собачка, потом кошечка, потом белочка и снова собачка, кошечка, значит, следующей будет белочка.
Воспитатель закрывает числовую дорожку и животных занавесом.
Воспитатель: Кто стоял первым? Сколько было белочек?
5.Решение задачи.
Воспитатель: Сейчас мы решим задачу от белочки. Что такое задача? Я вас все время прошу: Послушайте задачу и решите задачу. Так что же такое задача?
Ответы детей.
Воспитатель: Задача – вопрос с определенными условиями, для разрешения которого в математике надо выполнить вычисления.
Белочка повесила сушить на веточку 3 белых грибочка и 2 подосиновика. Сколько грибов сушит белочка?
Воспитатель: Что нам известно в задаче?
Дети: Нам известно, что белочка повесила сушить на веточку 3 белых грибочка и 2 подосиновика.
Воспитатель: То, что известно - это условие задачи.
Воспитатель надевает на голову ребенку шапочку со словом "условие".
Воспитатель: Повтори условие.
Воспитатель: Что надо узнать в задаче?
Дети: Надо узнать, сколько грибов сушит белочка.
Воспитатель: То, что надо узнать - это вопрос задачи.
Воспитатель надевает на голову ребенку шапочку со словом "вопрос".
Воспитатель: Повтори вопрос.
Воспитатель: Теперь надо решить задачу. Сначала мы ее проиллюстрируем. Вместо белых грибочков возьмем красные квадратики. Сколько взяли красных квадратиков? Почему? Вместо подосиновиков возьмем синие квадратики. Сколько взяли синих квадратиков? Почему? Сколько всего у белочки грибов? Как узнать? К 3 прибавить 2 получится 5. Запишем то, что мы сказали с помощью математических знаков.Сколько белых грибов? Возьмите цифру 3. Положите под красными квадратиками. Сколько подосиновиков? Положите цифру 2 под синими квадратиками. Какой знак нам говорит, что надо прибавить? Какой знак в математике заменяет слово "получится"? Сколько всего у белочки грибов? Положите цифру 5. Прочитайте получившийся пример. Это решение задачи.
Воспитатель надевает на голову ребенку шапочку со словом "решение".
Воспитатель: Повтори решение.
Воспитатель: Задачу мы решили. Осталось дать ответ на вопрос задачи. Вспомним вопрос. Кто скажет ответ?
Воспитатель надевает на голову ребенку шапочку со словом "ответ".
Воспитатель: Вот теперь мы решили задачу. Повторим, как решали.
Все дети в шапочках выходят к доске. Вспомни условие, вопрос, решение, ответ задачи.
Воспитатель: Как называется то, что нам известно в задаче?
Дети: То, что известно называется условием
Воспитатель: Как называется то, что надо узнать в задаче?
Дети: То, что надо узнать в задаче, называется вопрос.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Дети: Надо решить задачу.
Воспитатель: Без чего мы не сможем сказать, что задача решена?
Дети: Задача не решена, если нет ответа на вопрос.
По мере ответов детей на доску вывесить слова: "условие", "вопрос", "решение", "ответ".
6.Физминутка. Часы.
Дети повторяют движения за воспитателем под стихотворение. На слова "Бом, бом, бом" хлопки над головой.
Раз, два, три, четыре.
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
бом, бом, бом!
Воспитатель: За какие это гири дернули мыши, что раздался страшный звон?
Дети: За гири часов.
Воспитатель: Посмотрим, что за часы я вам сегодня приготовила.
7.Работа с макетами часов.
Воспитатель показывает макет электронных часов.
Воспитатель: Для чего нужны часы? А по таким часам можно определять время? У них же нет стрелочек.
Ответы детей.
Воспитатель: А как называются такие часы?
Дети: Электронные.
Воспитатель: Кто умеет определять время по электронным часам? Который час показывает моимакет часов?
Дети: 4 часа.
Воспитатель: Как определили?
Ответы детей.
Воспитатель: Первые две цифры показывают количество пройденных часов, а другие 2 цифры показывают минуты. 04 – это значит прошло 4 часа. А 00 минут показывают, что ни одной минуты сверх этого времени не прошло. Значит, мои часы показывают 4 часа. А эти часы?
Воспитатель показывает модели , обозначающие 3 часа, 8 часов, 1 час, 10 часов.
Воспитатель: Теперь я буду показывать время на электронных часах, а вы мне будете показывать такое же время на своих макетах.
Воспитатель показывает макет электронных часов - 2 часа. Дети показывают нужное время на макетах часов со стрелками. Воспитатель поднимает макет часов со стрелками, показывающими 2 часа для самопроверки детей.
Воспитатель: Почему так поставили стрелки?
Аналогично 5 часов, 10 часов и т.д.
Воспитатель: Кто ни разу не ошибся? Похлопаем ребятам.
8.Итог занятия.
В. – В какие игры играли? Что нового узнали? Что больше всего понравилось?
9.Дополнительно: Игра Числовые домики».
Воспитатель: Многие примеры из тех, что вы сегодня решали, можно было легко сосчитать, вспомнив наши числовые домики. Сейчас мы их и вспомним. Положите перед собой цифры от 0 до 5. Поднимайте нужную цифру.
Воспитатель может проговаривать к каждому домику 4 – это 2 и …, 2 – это 1 и … Для самопроверки воспитатель закрывает пустое окошко нужной цифрой. В конце спрашивает: "Кто ни разу не ошибся? Похлопаем этим детям" |
|