ГЛАВНОЕ МЕНЮ

  Главная

  Новости

  Занятия с детьми

  Контакты

  Администрация

  Поиск по сайту

  Фото Видео

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  Сказки

  Загадки

  Игры

  Проза

  Поэзия

  Литература и пособия

  Родителям на заметку

  Полезные ссылки

  Страница "Вконтакте"

  Форум

Рейтинг@Mail.ru

Внимание!
 
картинка
Татьяна Васильевна Чертова. Занятия с детьми дошкольного возраста

Быстрые переходы:

ОХЛ

  Вводная

  Мнемотаблицы

  Занятие № 1 Чуковский

  Занятие № 2 Крылов

 

Ознакомление с художественной литературой 5-7 лет

Конспект занятия по теме:

«Чтение басни И.А.Крылова "Ворона и лисица"».

Цель:

Познакомить с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни,
2. Учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни, обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста,
3. развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.
4. Развивать память и умение внимательно слушать говорящего (ребёнка, взрослого), дослушивать вопросы до конца.
5. Вызвать у детей интерес к выразительному чтению наизусть и инсценированию басни Крылова «Стрекоза и муравей»
6. Обогащать словарный запас детей за счёт слов: басня, баснописец, лесть, льстец Воспитывать интерес к художественной литературе.

Материалы:

Портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», слова: «басня», «Иван Андреевич Крылов», костюмы стрекозы и муравья, герои басен Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», мультфильм по басне Крылова «Ворона и лисица».

Ход занятия:

1. Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

- Чей портрет вы видите на доске? (И.А.Крылов)
- Чем прославился этот человек? (Он писал басни, Крылов - баснописец.)
- С какой басней И.А. Крылова вы уже познакомились? («Стрекоза и муравей»)
- Вспомним ее. Кто будет читать басню за автора? (2 человека) Кто исполнит роль стрекозы, муравья? (Басню могут показать 3-4 заранее подготовленных ребенка или по желанию, если все дети знают басню наизусть, использовать костюмы или элементы костюмов.)
- Аплодисменты нашим артистам.
- Что напоминает вам басня – рассказ, стихотворение или сказку? Почему?
- Также как и сказки басни  – это поучительные истории. (Что значит поучительные?) Но если сказки только намекают, что надо быть добрыми, умными, трудолюбивыми. Не зря говорится: «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». То басня не намекает, а прямо говорит, каким надо быть, а каким быть нельзя.
- Чему учит басня «Стрекоза и муравей»? (нужно трудиться) К этой басне очень подходит пословица – делу время – … (потехе час).
- Каким предстает перед нами муравей – герой басни? (трудолюбивый), а стрекоза? (легкомысленная, ленивая)

2. Знакомство с басней «Ворона и лисица».

- Так же, как и сказки, басни люди стали придумывать очень давно.
Когда мы говорим о тех временах, то добавляем слово «древний». Это было в те времена, когда существовал Древний Рим, Древний Египет, Древняя Греция. В Древней Греции и жил человек, который придумал первую басню. Звали его Эзоп. В те далекие времена, так же, как и сейчас люди не были идеальными и им были присущи некоторые недостатки. Басня была призвана улучшить людей, показать их недостатки, но не обижать никого. Вам бы понравилось, если бы вас называли глупыми, грязнулями или лентяями? Поэтому героями басни являются не люди, а … (животные) Животные, различные предметы, а люди становились героями басен очень-очень редко.
- Сегодня я познакомлю вас  с новой басней «Ворона и лисица», но сначала скажите, в каких случаях и за что человека хвалят?
- Что значит хвалить?
- Хвалить, значит, говорить приятные слова, когда это заслуженно, но, когда человек не заслужил похвалу, а его хвалят, это называется лесть. Повторите: «Лесть». Лесть – это незаслуженная, неискренняя похвала. Того, кто льстит, называют льстецом. Льстец – тот, кто льстит. Повторите: «Льстец». А льстить не хорошо, так же, как и обманывать.

Ворон и лисица. Эзоп.
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый
царственный! Будь только у тебя голос — быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Не верь врагам — проку не выйдет. (Свободный пересказ басни)

- Кто льстил в этой истории? (лисица)
- Для чего она это делала, как вы думаете? (Лиса тоже хотела сыру)
- Какой в этой истории показалась вам ворона? Какими словами можно о ней сказать? (глупая, легковерная)
- А лисица? Какая она? (Хитрая, коварная)

3. Физкультминутка

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса
Это лисонька-лиса.

4. Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица».

- Эта басня понравилась известному баснописцу И. А. Крылову, и он рассказал ее в стихах. Послушайте басню Крылова «Ворона и лисица».
Интересные слова использует Крылов  в басне.
- Как он говорит о лисе? (На ту беду лиса близехонько бежала – что-то произойдет нехорошее, Плутовка - хитрая, на цыпочках подходит – чтобы не спугнуть)
- Какими словами лиса хвалит ворону? (Прочитать отрывок еще раз)
- Представите себе лису, как она выглядит, когда расхваливает ворону? (вытянула шею, вертит хвостом, водит носом, смотрит на ворону, не отрывая глаз…)
- Вспомните последние слова  басни. - Как вы понимаете слова «С ним была плутовка такова…»?
- Чему учит эта басня? (В этой басне высмеиваются лесть, глупость, баснописец осуждает обман и хитрость.)

5. Итог занятия.

- С какой басней познакомились?
- Кто написал эту басню?
- Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

6. Сюрпризный момент.

В типографиях и по сей день печатают книги с баснями И. А. Крылова для детей и взрослых, иллюстрации к ним делают известные художники. Так же были созданы мультфильмы. Один из них по басне «Ворона и лисица». Предлагаю всем вместе посмотреть этот мультфильм и узнать, удалось ли художникам-мультипликаторам передать хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны. (Если на занятии не хватит на просмотр мультфильма времени, то это можно сделать в любое свободное время.)

 

Дополнительный материал:

Мультфильмы по басням Крылова

Аудиосказки по басням Крылова

Иллюстрированные книги побасням Крылова

Герои басен Крылова

   
   
   
   

Обсудить на форуме

 

 

Copyright © 2009 "Маленькие волшебники"

Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Сайт создан в системе uCoz