Оксана Макерова,
Пальчиковая гимнастика от двух месяцев до
года.
Движения пальцев и кистей ребёнка имеют
особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий
на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до
н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с
участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают
мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения
ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются
упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов
подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали
влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с
губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а
значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый
палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что
есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как
артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна
речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению
артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция
"схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой
зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста,
т, к. у грудного ребёнка в
самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом
развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие
моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.
Специалисты из института им. Г. И. Турнера
рекомендуют начинать работу по развитию моторики с 2 месяцев. В этом возрасте
они рекомендуют следующие упражнения:
потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить;
движения должны быть очень легкими и нежными;
осуществлять круговые движения каждым пальчиком в
отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве
таких тренажёров можно использовать "мохнатые" шарики из латекса (они
продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-
4 см
вкладывайте в ладони
ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют
правильную форму.
В 4-5 месяцев для массажа используем крупные шарики.
Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между
его ладоней и покрутить.
В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо
использовать упражнение "Причёсывание": руки малыша по очереди
поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении
этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же
возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его
фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.
В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем
прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4
минут.
В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для
пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей
амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения,
созданные талантом нашей народной педагогики: "Ладушки", "Сорока
- белобока", "Коза рогатая".
В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений
игрушки-пищалки.
Упражнение "Утёнок"
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым
текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
Ты, утёнок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки
(котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.
Упражнение "Киска"
Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает
расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.
Киска, кисонька, кисуля! -
Позвала котенка ... (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой! -
И погладила рукой.
В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать
пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка
держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать "каракули".
Основные этапы развития моторных навыков руки
8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами
(кончик большого и указательного пальцев) - точный "пинцетный
захват".
8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем
зрения.
10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой
играет с ней.
10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с
предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать
"каракули".
12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы
книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать
завёрнутый в бумагу предмет.
13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать
маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга.
Переворачивает страницы книги по одной.
17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое
отверстие, разрывает бумагу.
20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч;
нанизывает на шнур большие бусины.
21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в
другую.
22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в
моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой
гимнастикой. Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!
Оксана Макерова,
логопед-дефектолог,
специально для детского портала "Солнышко".
Опубликовано 14 октября
2005 г
.
Скачать
документ Word
Источник
См. еще здесь
|